Клиент:
АО БалтСтрой
Завершено:
Декабрь 2017г
Категории:
Реставрация
Адрес:
ул. Советская, 2, Истра, Московская обл., 143500
В городе Истра, что к северу-западу от Москвы, стоит одно из самых грандиозных религиозных сооружений, единственная успешная попытка воссоздать образ Святой земли – Воскресенский монастырь, именуемый иначе Новый Иерусалим.
В далеком 1656 г. патриарху Никону (тому самому, кто провел реформу русской церкви, и православные стали креститься тремя пальцами вместо двух) пришла идея воссоздать святые места Палестины, и в первую очередь – образ храма Гроба Господня. В тот момент Россия считалась единственным православным царством, «Вторым Иерусалимом» и «Третьим Римом». Решено было перенести топонимы и символику Иерусалима на русскую землю: поэтому на территории Воскресенского монастыря можно встретить такие названия, как «Гефсиманская башня», «Голгофская церковь», «Давидов дом» и т.д.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны монастырь был взорван фашистскими минёрами. Восстанавливали колоссальный храм очень долго, и реставрационные работы велись вплоть до 2016 г. В них принял участие и Шахтинский камнеобрабатывающий завод, внеся свою лепту в проект:
• Гранит – 100х200х50 – 1700 м2.
• Гранит «Балтийский» – 300 шт.
• Песчаник пиленый – 600х320х150 – 17 м3.
• Песчаник пиленый – 500 х 500х 80 – 510 шт.
• Песчаник пиленый – 600х400х70 – 115 шт.Эти красивые и прочные материалы отлично вписались в концепцию восстанавливаемого монументального Новоиерусалимского монастыря. Профессионально отшлифованный гранит можно было использовать как для внутренней, так и для внешней отделки. Особенно красивым элементом декораций собора стал Балтийский гранит, словно окутанный темно-кофейной дымкой (поэтому гранит, добываемый на берегах Балтики, иначе еще зовут «Дымовским», а иногда «Бурым медведем»). К темной гамме гранита контрастно вписался более светлый пиленый песчаник: при таком методе обработке (распиливании) на плитах песчаника остаются очень красивые разводы, способные превратить песчаник в украшении любого интерьера.
Архитектура Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря весьма необычна, что выделило Воскресенский храм среди прочих храмов того времени. В западной части храма возвышается ротонда высотой 18 метров – ее кирпичный шатер был самым большим в своем роде в древнерусском зодчестве. Под ротондой, как и в иерусалимском храме, находится пещера Гроба Господня. С востока к храму примыкает подземная четырехстолпная церковь Святых Константина и Елены: она углубляется в землю на 6 метров.
Очень интересно решили зодчие монастыря вопрос об украшении храма. Иерусалимский храм был оформлен мрамором и цветным камнем, которых в месте строительства русского собора было не достать. Эти материалы заменила глазурованная керамика, которую применили в уникальном масштабе и украсили ею почти все: иконостасы, порталы, карнизы и наличники, керамикой писали духовные надписи на стенах. Производство керамических изразцов называлось «ценинным делом», и монахи Воскресенского монастыря позже стали мастерами в нем.
Важно, что многие особенности русского монастыря отражает утраченные особенности его прототипа в Иерусалиме – и это позволяет отнести Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырский комплекс к ценнейшим памятникам мировой культуры.